Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ глава 1
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи (далее - Движение).
Статья 2. Правовое положение Движения
1. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим следующие цели:
1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;
2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;
3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;
4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.
2. Правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности Движения, в том числе порядок реорганизации и ликвидации Движения, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.
3. Учредительным документом Движения является его устав. В порядке, предусмотренном уставом Движения, могут быть приняты внутренние документы Движения, обязательные для всех участников Движения. Устав и внутренние документы Движения должны соответствовать настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
4. Движение вправе участвовать в создании иных некоммерческих организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 настоящей статьи.
5. Имущество Движения принадлежит ему на праве собственности. Движение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация или участники Движения не отвечают по обязательствам Движения, а Движение не отвечает по обязательствам Российской Федерации или участников Движения.
6. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" применяются к деятельности Движения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Основные принципы деятельности Движения
Движение руководствуется в своей деятельности следующими основными принципами:
1) добровольность участия в Движении;
2) равенство прав участников Движения;
3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;
4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;
5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;
6) открытость деятельности Движения.
Статья 4. Правоспособность Движения
1. Для достижения целей своей деятельности Движение в порядке, предусмотренном уставом Движения, вправе:
1) организовывать и проводить конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан, реализовывать проекты Движения;
2) осуществлять финансирование деятельности региональных отделений Движения, коллективных участников Движения, а также иных организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществлять контроль за эффективностью использования денежных средств, предоставленных региональным отделениям Движения, коллективным участникам Движения и иным организациям;
3) осуществлять сотрудничество с международными общественными организациями, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
4) осуществлять в соответствии с законодательством об образовании реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программу воспитательной работы Движения и программы иной работы Движения с детьми и молодежью;
5) в целях реализации настоящего Федерального закона создавать свои информационные системы;
6) разрабатывать и утверждать внутренние документы Движения;
7) создавать филиалы и прекращать их деятельность, открывать и закрывать представительства Движения, в том числе за рубежом;
8) иметь символику Движения (гимн, эмблемы, флаги, вымпелы и иную символику);
9) заниматься иной деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.
2. Движение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено его уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и соответствует этим целям. Прибыль, полученная по результатам предпринимательской деятельности Движения, может быть использована исключительно для достижения целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
3. Движение в целях привлечения участников Движения к обсуждению вопросов управления Движением и программной деятельности Движения в соответствии с уставом Движения может создавать рабочие, экспертные и иные совещательные органы (советы, комиссии, группы), состоящие из участников Движения, в том числе несовершеннолетних, и иных приглашенных лиц.
4. Движение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
Статья 5. Осуществление основной деятельности Движения
1. Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует программу воспитательной работы Движения, программы иной работы Движения с детьми и молодежью (далее также - программы работы Движения).
2. Программа воспитательной работы Движения, связанные с этой программой методические и иные материалы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с Правлением Движения на основе примерной рабочей программы воспитания и в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также утвержденной Правительством Российской Федерации стратегией развития воспитания в Российской Федерации и утверждаются Наблюдательным советом Движения.
3. Программы иной работы Движения с детьми и молодежью, связанные с этими программами методические и иные материалы разрабатываются Правлением Движения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой, и утверждаются Координационным советом Движения. Указанные программы до начала их реализации подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, для определения их соответствия законодательству Российской Федерации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой.
4. К разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов могут привлекаться научные, образовательные организации, а также некоммерческие организации, цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Иностранные агенты, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные организации, включенные в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, не могут привлекаться к разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов.
5. Движение реализует проекты Движения, организовывает и проводит конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан с учетом их возрастных особенностей в порядке, предусмотренном внутренними документами Движения.
6. Движение для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между участниками Движения, создает автоматизированную информационную систему Движения. Порядок функционирования указанной системы, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в такой системе, определяется внутренними документами Движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Поддержка Движения органами публичной власти
1. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации оказывают Движению поддержку и содействие.
2. Правительство Российской Федерации:
1) утверждает порядок предоставления Движению субсидий из федерального бюджета и порядок передачи Движению имущества, находящегося в федеральной собственности, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
2) утверждает порядок осуществления полномочий представителей федеральных органов исполнительной власти в органах Движения;
3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке Движения и оказанию ему содействия, в том числе в вопросах профессиональной ориентации участников-обучающихся.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет следующие полномочия:
1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в организациях отдыха детей и их оздоровления;
2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;
4) проведение экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы Движения, определение совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, порядка проведения такой экспертизы, а также оказание совместно с данным федеральным органом исполнительной власти содействия Движению в подготовке указанных специалистов;
5) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программы воспитательной работы Движения и связанных с этой программой методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения;
6) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, осуществляет следующие полномочия:
1) координация деятельности Движения, осуществляемой вне организаций отдыха детей и их оздоровления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе в организациях, образующих инфраструктуру молодежной политики, организациях в области культуры и спорта, иных организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;
4) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения) и связанных с этими программами методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения);
5) оказание содействия Движению в подготовке специалистов, принимающих участие в работе Движения;
6) проведение экспертизы программ подготовки специалистов, принимающих участие в реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью, определение порядка проведения такой экспертизы;
7) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, осуществляет следующие полномочия:
1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования;
2) оказание Движению методической, материально-технической и иной поддержки и содействия, а также участие в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга;
3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристической деятельности, и иные федеральные органы исполнительной власти оказывают методическую, материально-техническую и иную поддержку и содействие Движению, участвуют в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:
1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения (его региональных отделений);
2) оказание поддержки региональным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;
3) методическое сопровождение органов местного самоуправления по вопросам содействия Движению, его региональным, местным и первичным отделениям;
4) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. При высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом предложений Правления Движения, создается координационный (совещательный) орган по взаимодействию с Движением, его региональными, местными и первичными отделениями.
8. Органы местного самоуправления осуществляют:
1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения;
2) оказание поддержки первичным и местным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями;
3) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Правовое положение Движения
Статья 3. Основные принципы деятельности Движения
Статья 4. Правоспособность Движения
Статья 5. Осуществление основной деятельности Движения
Статья 6. Поддержка Движения органами публичной власти