Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» от 01.04.2020 N 69-ФЗ ст 9
Статья 9. Особенности применения отдельных актов (решений) публично-правового образования (стабилизационная оговорка)
1. В отношении организации, реализующей проект, не применяются акты (решения), указанные в части 3 настоящей статьи, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка), и представленные организацией, реализующей проект, согласно перечням, утвержденным органами государственной власти в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи при соблюдении условий, установленных частью 4 настоящей статьи. Ухудшающими условиями ведения предпринимательской и (или) иной деятельности признаются акты (решения), которые:
1) увеличивают сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
2) увеличивают количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
3) увеличивают размер взимаемых с организации, реализующей проект, платежей, уплачиваемых в целях реализации инвестиционного проекта;
4) устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта, в том числе требования о предоставлении дополнительных документов;
5) устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта.
2. Акты (решения) органов публично-правового образования, соответствующие критериям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, указанные:
1) в пункте 1 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение срока, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
2) в пункте 3 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение трех лет со дня их вступления в силу при условии действия в этот период соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
3) в пункте 2 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение срока, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений, равного сроку предоставления меры государственной поддержки, указанной в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14, части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, или сроку действия договора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
4) в пунктах 4 и 5 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение трех лет со дня их вступления в силу, за исключением случаев, при которых ставки платы (сбора), используемые при определении размера платы, были повышены на величину, равную значению инфляции, при условии действия в этот период соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
3. В течение сроков, указанных в части 2 настоящей статьи, не применяются следующие акты (решения), а также их отдельные положения, изменяющие правовое регулирование, установленное с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, а также положений, предусмотренных частями 7.1 - 7.6 настоящей статьи:
1) акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, действующих по состоянию на 1 января 2022 года;
2) акты, изменяющие вступившее в силу решение о предоставлении меры государственной поддержки и влекущие за собой изменение сроков и (или) объемов предоставления меры государственной поддержки, указанной в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) акты (решения):
а) отменяющие основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) предусматривающие изменение порядка предоставления прав на земельный участок;
в) предусматривающие изменение порядка определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
г) исключающие случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов;
д) предусматривающие изменение порядка определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
е) устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков;
ж) устанавливающие дополнительные основания и изменяющие порядок реквизиции земельного участка, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отчуждения земельного участка, а также ограничения прав на землю;
з) устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля;
и) устанавливающие иные дополнительные требования к землепользованию и застройке территорий;
к) устанавливающие дополнительные административные процедуры при выполнении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, сносе объектов капитального строительства, подключении (технологическом присоединении) к инженерным сетям, и (или) увеличивающие сроки, и (или) изменяющие порядок проведения таких процедур;
л) предусматривающие изменение процедур подготовки документов территориального планирования, градостроительного регламента, документации по планировке территории;
м) предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
н) предусматривающие изменение порядка осуществления строительства, реконструкции (в том числе технического перевооружения), капитального ремонта объекта капитального строительства, порядка выдачи разрешения на строительство объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменение требований к эксплуатации зданий, сооружений, непосредственно влекущее за собой рост затрат организации, реализующей проект (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
4) акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
5) акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
4. В отношении организации, реализующей проект и заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, при соблюдении условий, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются акты, указанные:
1) в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, - в случае, если в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого является субъект Российской Федерации и не является Российская Федерация, объем капиталовложений организации, реализующей проект, составляет не менее 200 миллионов рублей;
2) в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, - в случае, если в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого является Российская Федерация, объем капиталовложений организации, реализующей проект, составляет не менее 750 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории, составляет не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма, составляет не менее 4,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров, составляет не менее 10 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики;
3) в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, а также по выбору организации, реализующей проект, в пунктах 1, 4 и 5 части 3 настоящей статьи, - в случае, если в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого является Российская Федерация, объем капиталовложений организации, реализующей проект, составляет не менее 15 миллиардов рублей.
5. Организация, реализующая проект, за исключением проектной компании, обязана вести раздельный учет показателей, необходимых для подтверждения соблюдения ею условий, установленных настоящим Федеральным законом и соглашением о защите и поощрении капиталовложений.
6. Положения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, применяются в отношении организации, реализующей проект, только в части, имеющей отношение к соответствующему инвестиционному проекту. Указанная организация при наличии у нее наряду с инвестиционным проектом иной деятельности обязана вести раздельный учет продукции и иных показателей, имеющих значение в соответствии с настоящей частью, для подтверждения права на применение особенностей регулирования, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, а также права на возмещение реального ущерба в случае и порядке, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона. Проектная компания не вправе вести деятельность, не связанную с инвестиционным проектом.
7. Положения частей 1 - 3 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов, принимаемых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также в целях недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы, носящих чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
7.1. Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, которые применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
7.2. Представленный в соответствии с пунктом 10 части 7 статьи 7 настоящего Федерального закона организацией, реализующей проект, список актов (решений), которые могут применяться с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, может содержать акты из перечней, указанных в части 7.1 настоящей статьи, а также муниципальные правовые акты при условии соблюдения требований части 7.4 настоящей статьи.
7.3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проверяет список актов (решений), представленный организацией, реализующей проект, сопоставляет этот список с перечнями, указанными в части 7.1 настоящей статьи, а также проверяет согласование такого списка с главой муниципального образования в соответствии с частью 7.4 настоящей статьи, если список актов (решений) содержит муниципальные правовые акты. В реестр соглашений включаются акты (решения), которые указаны организацией, реализующей проект, в представленном ею в соответствии с пунктом 10 части 7 статьи 7 настоящего Федерального закона списке актов (решений) и которые предусмотрены перечнями, указанными в части 7.1 настоящей статьи, а также акты (решения), согласованные с главой муниципального образования в соответствии с частью 7.4 настоящей статьи, если список актов (решений) содержит муниципальные правовые акты.
7.4. В случае, если указанный в части 7.2 настоящей статьи список актов (решений), представленный организацией, реализующей проект, содержит муниципальные правовые акты, такие акты (решения) могут применяться с особенностями, установленными настоящей статьей, при условии их согласования организацией, реализующей проект, с главой муниципального образования.
7.5. В случае, если в список актов (решений), представленный организацией, реализующей проект, не были включены какие-либо нормативные правовые акты из перечней, указанных в части 7.1 настоящей статьи, которые действовали на дату заключения с ней соглашения о защите и поощрении капиталовложений, такая организация вправе ходатайствовать об их включении в реестр соглашений в соответствии с частью 7.3 настоящей статьи.
7.6. В отношении организации, реализующей проект, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, применяются акты (решения), включенные в реестр соглашений в соответствии с частями 7.3 и 7.5 настоящей статьи.
8. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности применения или изменения принимаемых субъектами Российской Федерации актов в соответствии с договорами, сторонами которых являются такие субъекты Российской Федерации и которые предусматривают права и обязанности сторон, а также меры ответственности, отличные от соответствующих параметров соглашения о защите и поощрении капиталовложений, определенных настоящим Федеральным законом.
9. Положения актов законодательства о налогах и сборах применяются в отношении организации, реализующей проект, в части правоотношений, связанных с исполнением соглашения о защите и поощрении капиталовложений, с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
10. Должностные лица органов государственной власти, уполномоченные на применение актов (решений), указанных в настоящей статье, обязаны соблюдать условия соглашений о защите и поощрении капиталовложений.